ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в
средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование
портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено?
Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной
школе является выявление и развитие
индивидуальных творческих способностей ребенка.
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение
самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого
ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование
готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений
творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных
качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии1, формирование умения
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с
имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления
к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов)
необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а
на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ
РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные
документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве
приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна
стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть
зафиксирован".
1 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний,
размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и
анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и
снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.
Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он
способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего
творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку,
что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными
грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой
работе, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих
специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой
ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся
способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию2
(жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор
реализации творческого потенциала личности.
2 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и
определяющие ее направленность.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный
момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить
себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика
начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои
достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел,
документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и
сертификаты).
Возможный вариант составления портфолио.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество;
учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для
титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого
портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет
и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и
важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя,
можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка
редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом
члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе,
деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную
вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были
отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их
интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем
увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции,
учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного
образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие
заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне
нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием
"Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом
предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному
школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными
контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах,
графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной
деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть,
ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной
линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…
Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием
фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:
рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно
поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу
ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или
участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии:
название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие
освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось
Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в
экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают
музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку
творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание
экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это
не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и
размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года
возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением
лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,
благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в
начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный
лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в
порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не
часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная
оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо
нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не
отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же
"Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял
активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена
Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно
подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Переходя в старший класс.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить
портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший
класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и
документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что
представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно
озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над
составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того,
как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала
построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные
усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек
для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и
главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие
прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных
"общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной
самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек
поставил себе сам. Шаблоны для листов портфолио можно скачать здесь: http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html
|